«Враг» в отражении: визуальные эффекты фильма Дени Вильнева

VFX в кино /

История персонажа фильма Дени Вильнева «Враг» — это столкновение со своей точной копией. Оба персонажа сыграны Джейком Джилленхолом, поэтому в сценах, когда оба героя появляются в одном кадре, кинематографисты прибегали к помощи визуальных эффектов. Монреальская студия Rodeo FX занималась раздвоением актера и созданием паука, а также – цифровых декораций. Всего в  картине 60 шотов с визуальными эффектами.


На съемках «Врага» применяли систему контроля движения. «Но движения камеры не были записаны заранее, — рассказывает супервайзер визуальных эффектов картины Винсент Пуатра, — Это давало режиссеру и оператору некую свободу. Мы записывали каждый дубль с персонажем А, но из-за сжатого срока съемки, не могли сделать то же количество дублей с персонажем Б. Поэтому Вильневу приходилось сначала выбирать дубли с персонажем А, чтобы можно было отснять вторую часть кадра».



Самое главное в съемке подобных кадров – это правильно определить точку взгляда для актера. «Когда мы снимали персонажа А, мы рисовали крестики на стене, — продолжает Винсент. – Но для второго персонажа все было намного сложнее. У нас был второй монитор, на котором мы могли соединять предыдущий дубль с персонажем А и новый дубль. С помощью самого современного оборудования – теннисного мячика на шесте – мы помогали Джейку, повторяя движения персонажа А в предыдущем дубле. Так он мог сосредоточиться на игре, а не на том, куда же ему смотреть.


Вся эта ситуация была очень забавной. Удивительно было наблюдать способность Джейка концентрироваться на персонаже вне зависимости от происходящего вокруг него. В одной из сцен рядом с ним двигались три разных человека с теннисными мячиками! Поскольку нам не хотелось вычищать человека, идущего с мячиком мимо камеры, человек слева от камеры продолжал движение человека справа от камеры. И Джейк чувствовал себя совершенно комфортно в этой ситуации. Более того, ему было удобнее играть с мячиками, чем с дублером. А мы-то как этому радовались! Нам не пришлось вычищать целого дублера из кадров и восстанавливать задний план!



Персонаж А



Персонаж Б



Финальный кадр


Самой сложной сценой в этом отношении была та, в которой Джейк Джилленхол прикасается к себе. Здесь было уже точно не обойтись без дублера. «Это был единственный такой шот, — рассказывает супервайзер композитинга Патрик Дэвид. – Его рука была в кадре, и нужно было соединить второго Джейка Джилленхола справа в кадре с рукой дублера слева в кадре. Все было отлично спланировано».


Арахнофобия


В фильме также появляются несколько пауков: в спальне, большая паучиха и гигантский паук над городом.  В сцене с паучихой художники Rodeo FX заменили голову актрисы паучьей.


«Мы начали с концепта, чтобы понять, что мы хотим увидеть – продолжает Пуара, — а потом сразу перешли к моделированию. Мы построили паучью голову с волосами и притречили ее к голове актрисы. Интеграция была довольно сложной, потому что здесь менялся свет, и сам шот был очень длинным. Любое странное движение во время трекинга или неправильный свет выдали бы манипуляцию. Мы также довольно долго пытались придать лицу эмоции, несмотря на загадочный внешний вид существа». У моделлеров был мертвый паук, по которому и создавали CG модель для фильма.



Паучиха


Однажды режиссер пришел с идеей, как можно сделать шот еще сюрреалистичнее. «Мы работали над ним пару месяцев, а потом Денис сказал: «Почему бы нам не перевернуть его?». Пришлось ротоскопить из сцены Джилленхола, переворачивать и вставлять обратно.


А вот для сцены с пауком в спальне подошли совсем иначе – сняли эти кадры «живьем» вместо CG. «Работа с животными на площадке – всегда сложна, — вспоминает Пуара. – работа с тарантулом в миниатюрной декорации – сложна втройне! Сначала нам нужно было провести кастинг паука! Мы приехали в питомник Tarantula Canada и отсняли часть их лучших особей. Дени Вильнев выбрал понравившегося, вовсе не опираясь на актерский талант последнего! Так что парни из Tarantula Canada приехали к нам в студию, чтобы помочь оператору Роберту Боку отснять паука на фоне хромакея. Оператор отлично справился, воссоздав нужный свет и декорации».


Поскольку по сюжету паук умещался в крошечной комнате, нужно было воссоздать пространство комнаты для реального паука. Хромакейные мини-декорации повторяли реальные декорации. «А еще нам нужна была определенная поза паука, — отмечает Пуара, — он должен реагировать на входящего в комнату актера. И вот тут мы увидели магию работы с пауками! Оказалось, что лучший способ получить нужную реакцию – тихонько подуть на паука. Сцену снимали со скоростью 120 кадров в секунду и закрыв диафрагму камеры до 16, чтобы создать нужный масштаб и глубину резкости.


Но чтобы снять эти кадры, нам нужен был довольно интенсивный свет, и мы не могли поместить паука в эти условия – он бы сварился за несколько минут. Так что пришлось достать пару переносных кондиционера, чтобы закачивать в миниатюрную декорацию холодный воздух.  Это решило проблему. Получившееся выглядит потрясающе, что доказывает – со всеми этими компьютернымы трюками, реально отснятые кадры все еще выдерживают проверку».



Плейт с мэтт-пейнтом



Финальный кадр с пауком


В сценах с пауком над городом опять снимался тот же паук, что и в спальне. Его поставили в нужную позицию и пририсовали анимированные удлиненные ноги. Анимировали его в Nuke с помощью весьма старинной технологии spline warp. 


Однажды в Торонто


Плюс современный Торонто нужно было превратить в слегка футуристический Метрополис, поэтому художникам из Rodeo пришлось нарисовать несколько мэттпейтов в Photoshop. «Мы добавили несколько небоскребов и строительных кранов, — говорит Дэвид, — это превратило Торонто в огромный мегаполис, в котором даже при желании категорически невозможно найти собственного двойника».


Одним из самых насыщенных эффектами кадров фильма была финальная авария. Художники Rodeo искали референсы для этой сцены на YouTube. «Мы просмотрели много аварий, особенно, безумные русские автокатастрофы, — говорит Дэвид. – Русские так любят ставить камеры на свои машины! Мы нашли среди этих кадров нечто, что было очень близко к тому, что мы хотели показать». Вильнев снимал эту сцену на локации с использованием двух машин: целой и уничтоженной. И оставил место для волшебников из Rodeo.  «На больших проектах используют лидарное сканирование, которое создает облако точек, представляющих собой настоящую машину, — объясняет Дэвид, — но здесь вполне хватило фотографий с разных ракурсов, и это позволило команде создать облако точек». После чего было создано несколько моделей разрушенных машин разной степени «изувеченности», которые соединили с помощью морфинга. «Навшей задачей было сделать все как можно реалистичнее, — продолжает Дэвид, — нам помогло то, в кадре было много тумана и осколков. Мы совместили наши CG модели с реально отснятыми в студии элементами дыма».

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.