Непродуктивные методы ведения бизнеса в сфере визуальных эффектов. Часть I

Postproduction изнутри /

undefined


Оригинальная статья Scott Squires — Bad Visual Effects Business Practices

[В этой статье рассказывается о некоторых непродуктивных методах ведения бизнеса.
Если вам интересна эта проблема, обратите внимание на следующие статьи:
VFX Service — The Big Picture
Pass me a nail
Oh, the mess we're in!
Risk and subsidies  ]



Несколько раз в год мы узнаем о том, что очередная студия визуальных эффектов прекращает свою деятельность или находится на грани ликвидации. Каждые пару недель появляются новости о том, что была проведена огромная работа над проектом c визуальными эффектами, требующая дополнительных временных затрат, а также новости о том, что за выполнение этой работы не было выплачено сверхурочных. В течение последних десяти лет бизнес визуальных эффектов все больше выходит из равновесия. В то время как стремительно растет число спецэффектов, а также выручка от фильмов с их использованием (49 из 50 самых кассовых фильмов возлагают большие надежды на спецэффекты), жизнь многих специалистов этой области становится все более сложной. А также становится все труднее и труднее поддерживать работу компаний, работающих в сфере визуальных эффектов.


Наши творческие навыки и технологии порождают удивительные образы, но определенные аспекты бизнеса вставляют нам палки в колеса.


К одним из ключевых проблем относится сжатый постсъемочный график, который требует сверхурочной работы с самого начала ради завершения работы вовремя. Со стороны клиентов не иссякают требования что-либо изменить, пока фильм не выйдет на экраны, интерес к фильму подогревается тем, где и как работа была отмечена, а также  конкуренцией между студиями визуальных эффектов.


Многие из этих трудностей возникают не по вине студий визуальных эффектов. Однако компании зачаствую сами создают себе проблемы, которые иногда связаны с вопросами, упомянутыми выше, а иногда с политикой руководства.


Я работал в разных студиях и компаниях, работающих со спецэффектами, а также в течение нескольких лет руководил собственной компанией. Ничего из этого не давалось легко. 


Аспекты бизнеса

Визуальные эффекты – это не создание приложений. Также это и не услуга, адресованная большому рынку- потенциальных клиентов. Этому виду деятельности характерна текучесть, неустойчивость, но изменения обычно протекают медленно. В сфере визуальных эффектов для одного проекта может быть задействована целая компания или ее значительная часть. Работа появляется лишь периодически и приводит к ситуации «пан или пропал» как для компаний, так и для их специалистов.

Проекты, связанные с художественными фильмами, имеют конечную дату, они приносят большой объем работы, но затем необходимо бороться за другой проект, чтобы обеспечить людей работой. С телевизионными проектами несколько проще, так как они могут длиться дольше, но даже в этом случае работа непостоянна. Рекламные ролики представляют собой более короткие и дешевые проекты, поэтому такой проект может не иметь такого же значения для компании, как полнометражный фильм.

Компании, производящей собственный продукт (например, анимационной студии), легче приспособиться к рабочей нагрузке и пытаться поддерживать стабильность в производстве.


Компании, работающие в сфере визуальных эффектов

Начинать и развивать любой бизнес непросто. Сфера визуальных эффектов, вероятно, является одной из самых сложных из-за самой природы проектов, а также других внешних факторов, с ней связанных. Хотя работникам, наблюдающим за руководством, кажется, что управлять компанией легко, на самом деле это не так. Те, кто пробуют свои силы, понимают: на деле это намного сложнее, чем казалось. (О новых компаниях я расскажу в следующей статье).


Руководство в сфере спецэффектов

Руководители делятся на тех, кто не связан с конкретными проектами (генеральный директор, главы отделов и т.д.), и тех, кто работает непосредственно над проектами (супервайзер визуальных эффектов, продюсер визуальных эффектов и т.д.). В зависимости от компании они могут частично дублировать работу друг друга.

Я расскажу о некоторых неудачных методах ведения бизнеса в сфере спецэффектов, с которыми я сталкивался (и о некоторых, которые я сам использовал). Конечно, легко совершить ошибки под действием обстоятельств, когда пытаешься развивать свое дело. И многие из них относятся не только к области визуальных эффектов, но являются распространенными ошибками, характерными для большого числа сфер ведения бизнеса.


Задача руководства

Первостепенной задачей руководителей — получить проект и нанять большую команду для выполнения работы. Руководство должно сформировать команду и предоставить необходимую поддержку, а также средства для выполнения работы на самом высоком уровне. Однако же некоторые из представителей руководящих должностей не понимают этого, и на деле кажется, будто они пытаются помешать работе команды.

Иногда кажется, что Скот Адамс работал в сфере визуальных эффектов. Он создает комиксы о Дилберте, и часто возникает ощущение, будто сюжеты его комиксов взяты из личного дневника какого-нибудь художника по спецэффектам.


Работа

Большинство работ в области визуальных эффектов производятся по фиксированной ставке с заказами на изменение объема работ, чтобы в теории позволить согласовать изменения. Проблема заключается в том, что даже с превизами время, потраченное на работу, редко рассчитывается точно. А требования к работе могут сильно варьироваться в зависимости от расценок. Изменения в креативном процессе могут помешать выполнению работы в срок и не соответствовать изначальному бюджету. Студии визуальных эффектов часто отказываться от запросов на изменения бюджета, даже если они оправданы, из-за небольшого количества потенциальных клиентов.


Отсутствие прямой коммуникации

Руководство компании должно уметь открыто общаться со своими клиентами и работниками. Имеется в виду умение слушать. Компания будет терпеть убытки в случае возникновения путаницы между тем, что хочет клиент, и тем, что должны создать художники. И если руководство отказывается слушать своих работников, то это также может привести к финансовым убыткам и потери времени. Несмотря на возможные ограничения, необходимо избегать целенаправленного введения в заблуждение как клиентов, так и работников. Так ложь в отношении заработной платы – верный способ потерять всех сотрудников.


Проблема ценообразования

Предложение цены является очень важным моментом. Если ставка слишком высока, компания может упустить проект. Если ставка слишком низкая, компания может потерять очень много денег.


Неверные расценки

Иногда не хватает времени, чтобы составить смету, и тогда просто указываются примерные цифры за каждый шот. Иногда продюсер или супервайзер может использовать прошлогодние цифры. Неверные расценки также могут сформироваться, если не учитывать стоимость работы некоторых ключевых людей. Лучше всего убедиться в точности полученных цифр.


Недостаток информации

Чем больше информации, тем точнее расценки. Недостаток подробностей о длине шота, хендлах, привизах, графике и т.д. приведет к неточным расчетам. 


Неправильное предложение цены

Неправильно делать расчет стоимости за сиквенцию шотов. Если CG-модель будет стоить 100000$ и будет использована в 100 шотах, есть соблазн размазать ее стоимость по этим ста шотам. Но если шоты не войдут в монтаж или их число ограничивается десятью, вы потеряете деньги. Случайная потеря статьи дохода становится поводом, чтобы проверять все дважды.


Неточность в отношении цифр

Внесите ясность, что входит в цену, а что нет. Во избежание путаницы должно быть четко указано, какие превизы, раскадровки, сценарий и брифы используются. Любые соглашения должны быть документально оформлены. Также должно быть четко прописано, в течение какого периода действительна эта цена.


Оптимистичные расценки

Мы, как правило, оптимистичны и указываем расценки, исходя из того, сколько времени займет работа согласно нашим желаниям, а не из того, сколько времени потребуется на самом деле. Ценообразование должно опираться на среднего работника, а не на передовых или лучших сотрудников. Цены должны быть сопоставимы с ценами прошлого года за подобную работу. Если ваша цена за хромакейный шот равна половине той цены, которую вы взяли за эту же работу в прошлом году, то вам необходимо пересмотреть реальную стоимость. То же самое касается ротоскопирования, анимации и т.д. Кадры будут меняться в зависимости от проекта, но подходят ли  конкретному проекту совершенно другая цена за работу? Борьба за получение проекта заставляет всех идти на занижение цены, но лучше быть честным и реально смотреть на вещи относительно ценообразования.


Изменение цифр после назначения цены

Иногда руководство «улучшает» расценки, прежде чем представить их клиенту. При этом могут возникнуть непредвиденные расходы или повышение цен, которые не учитывались первоначально. Проблема возникает, когда кто-нибудь начинает производить предположительный расчет или изменять фактические расценки. Если анимационный отдел рассчитал одну стоимость, а руководство уменьшило ее в 2 раза, кто будет виноват? Насколько точная эта цена? Если руководство полагает, что цена завышена, ему стоит принять участие в расчете или пересмотреть цены на определенные задачи вместе с заинтересованными лицами. Увеличение цены также станет проблемой, если люди уже пошли на некоторые уступки.


Оптимистичные сроки

Большинство расценок рассчитывается исходя из времени, затраченного на каждый шот. Но тогда очень легко предоставить и слишком оптимистичные цены. Исходя из данного количества членов команды, сколько реально времени займет работа, учитывая то, что не редки изменения и задержки? Как насчет выполнения условий графиков клиентом и сроков, необходимых для рассмотрения? Хватит ли на это времени? Придется ли нанимать дополнительных художников? Приведет ли это к чрезмерным переработкам? Если расписание составлено слишком легкомысленно, это может способствовать колоссальным расходам и авральному режиму к концу проекта.


Занижение цены

Я не имею в виду занижение цены в рамках конкуренции. Я говорю об указании цены, которая не покрывает расходы. Преднамеренное занижение цены проекта ради получения этого проекта заведомо приведет компанию к нерентабельности. Это называется «купить проект», и, по сути, компания спонсирует проект, не рассчитывая на возможные инвестиции. Это проигрышный план, который приведет к «гонке уступок». Это одна из основных проблем, встречающихся в индустрии спецэффектов. Такое случается как с небольшими студиями, которые пытаются добиться маленьких проектов, так и с крупнейшими компаниями, связанными с государственными субсидиями. Я знаю, как сложно сохранить деньги в компании. И появляется мысль, что их можно удержать, взявшись за проект с неплохим кассовым оборотом, чтобы покрыть некоторые расходы.


Проблема заключается в том, что каждый может снизить цену в любой момент. Если во время последнего проекта ваша компания целенаправленно потеряла деньги, как вам это исправить? Спецэффекты – это не продукт широкого потребления, мы не создаем и не продаем приложения. Сеть супермаркетов может попросить своих поставщиков продать им товар по более низкой цене, потому что они покупают тысячи или миллионы единиц продуктов. Если при этом поставщик получает какую-то выгоду от продажи каждой единицы товара, а заказчик гарантирует ему крупный заказ, тогда это имеет смысл. Спецэффекты не производятся большими партиями.

Если ваша компания снизит цену за этот проект, велика вероятность, что другая компания еще больше снизит цену за следующий проект. В конце концов, эта другая компания упустила проект из-за вашего тендера и сейчас находится в крайне затруднительном положении. И даже если ваша компания не занижает цены, ваши клиенты теперь будут соглашаться на такие же низкие расценки в отношении будущих проектов. Без нового проекта, который принесет достаточно большую выручку, чтобы покрыть расходы на себя и возместить нерентабельность прошлого проекта, вы сильно прогадаете.
Компании, практикующие это, все больше и больше погружаются в долги и просто напросто откладывают срок своего банкротства. Благодаря состоятельным клиентам компания еще какое-то время держится на плаву, но однажды кто-нибудь начнет интересоваться, почему она продолжает терпеть убытки. Именно тогда финансовые потери прекратятся.

Могут настать времена, когда вашей компании просто придется провести сокращение в соответствии с объемом имеющейся работы. Никто не любит увольнять людей, но если ситуация в компании ухудшается и другие люди теряют из-за этого работу, тогда это становится проблемой. Задача – сохранить компанию и как можно больше сотрудников, но, занижая цену, вы забираете работу у сотрудников другой компании, которая, возможно, пытается построить на этом бизнес. Мы можете вынести приговор не только своей компании, но и другим организациям и работникам индустрии.

Помните, если клиент отказывается от сотрудничества, особенно во время работы над проектом, это не предвещает ничего хорошего ни для компании, ни для работников или клиентов. И поэтому некоторые клиенты вынуждены выбирать самого дешевого подрядчика. Как и в обычной жизни, если цена кажется слишком хорошей, чтобы быть правдой, возможно, здесь что-то не так.

Другой проблемой является то, что руководство всегда оптимистично полагает, что потери можно возместить в процессе производства. (Когда такое вообще получалось?) Они склонны заставлять работников работать быстрее и внеурочно без компенсации, а также скорее свалят вину на сотрудников, а не на решение самого руководства снизить цену. Менеджеры также зачастую пытаются подтолкнуть клиента к принятию шотов до того, как они будут готовы, или сдать шоты  более низкого качества. Это заставляет клиента усомниться в качестве и перестать доверять компании.
То, что сначала выглядит как способ сохранить команду и потерять меньше денег, очень скоро превращается в долгосрочные убытки как для компании, так и для индустрии в целом. Это обесценивает работу компании и ее сотрудников, а также вынуждает другие компании балансировать на краю банкротства, что пагубно отражается на индустрии.


Неудачные контракты

Над контрактами необходимо долго работать. Иногда процесс оформления контракта может затянуться до конца работы над проектом. Многие юристы имеют почасовую оплату и любят затягивать процесс. Контракт будет шаблонным, и имея команду юристов, клиент сделает его выгодным для себя. Но у компании должен быть какой-то образец юридического документа (упрощенный контракт, гарантийное письмо и т.д.), ПРЕЖДЕ ЧЕМ она потратит крупную сумму, чтобы расширить штат. Многие проекты проваливались до начала съемок или во время производства. У компании должен быть такой договор, чтобы она не получила кипу счетов, если что-то пойдет не так при работе над проектом. Компания должна получить какие-то минимальные гарантии или выплату неустойки в случае прекращения сотрудничества в рамках проекта. Компания должна получить какой-то невозмещаемый сбор.

Любая компания, которую подставил клиент, находится в шатком положении. Скорее всего, у нее есть команда сотрудников и другие статьи расходов, и, скорее всего, ей придется распустить свою команду или максимально сократить расходы на нее, пока она ищет новый проект. Но как быть с людьми, которые устроились на работу, рассчитывая на долгосрочное сотрудничество? Как быть с компенсацией?

Компании либо должны внести какие-то пункты в контракт для возможности корректирования либо должны быть готовы пересмотреть его, если что-то резко изменится. Например, компания производит 100 кадров и получает X. Что произойдет, если количество кадров увеличится в четыре раза? Увеличится ли сумма? Изменятся ли другие параметры?

У компании должен быть юрист, представляющий ее интересы, который мог бы проверить правильность составления контракта. Может ли проект где-либо упоминаться, пока съемки еще не закончены? Можно ли упоминать его после завершения работы? Когда данный материал можно будет показывать в качестве примера новым потенциальным клиентам? Каковы ограничения? Кому принадлежат права на все материалы и технологии, созданные во время работы над проектом? Что насчет компонентов составных кадров? Кому принадлежит этот материал? Каковы крайние сроки сдачи и обязательства, если клиент не выполняет условий? Каковы обязательства, если компания не выполняет условий или не сдает работу в срок? Какие есть оговорки, касательно выполнений условий со стороны клиента и компании? Какие суммы будут выплачиваться? Все эти детали должны быть оговорены заранее.


Проблемы с графиком выплат

К договору прилагается график выплат. Руководству необходимо определить статьи расхода, включая предоперационные расходы, и предоставить график выплат. Он может включать большую предоплату, чтобы покрыть расходы на новые разработки или оплатить время, затраченное на подготовку к работе. Даже если расценки верны, если клиент задерживает выплату, компания не может выплатить заработную плату или покрыть другие расходы. Что произойдет, если работа разбита на этапы, а клиент задерживает предоставление материала на месяц? Компании необходимо иметь представление об объективных выплатах. Крупные компании, как правило, предпочитают оплачивать работу согласно ежемесячным или ежеквартальным графикам. Даже  с учетом выплаты процентов, может ли ваша компания покрыть все расходы за 3-4 месяца? Маловероятно. Поэтому убедитесь, что выплаты всегда покрывают ожидаемые затраты в течение проекта, а не пару месяцев спустя.


Часть II.

8 комментариев

gittsigrat

 Хорошо. Не скажу, что прочитал много нового для себя, но продолжения жду.

ArmanYahin

Дело в том, что даже зная все это, мы и наши коллеги постоянно наступают на одни и те же грабли. А когда умный человек всю эту инфу систематизирует, есть шанс, что может хоть что-то и поменяется. 

gittsigrat

Согласен. Это и имел ввиду, все грабли знакомы, а местами и не раз). 

ArmanYahin

одно радует, понимаешь, что у всех те же самые проблемы :)

leroy

Тут не радоваться надо, а что-то менять. Например, создавать что-то типа профсоюза. Одна из проблем американских коллег, что их никто не может защитить.

ArmanYahin

Причем тут профсоюз и ошибки ведения бизнеса?

leroy

Я всего лишь пытался сказать, что нужно что-то менять. Конечно не устраивать революцию и идти на приступ Фонда кино или чего либо другого, а искать компромисы и решать проблемы. Выше описанные ошибки ведения биснеса имеют место в первую очередь, когда нет других вариантов, т.к. ставятся жесткие условия (взять, например, занижение цены). Рыночная экономика диктует свои правила. А в нашей сфере визуальных эффектов возникают еще дополнительные правила, которые ужесточают и того жестокую рыночную экономику (например, очень сжатые сроки производства). Отсюда недосыпание, депресии и т.д.


У моего знакомого случился нервный срыв после двух месяцев напряженной работы и недосыпания. А ему такие условия поставил директор картины, если не успеет сдать вовремя, то не получит ни копейки. А деньги ему нужны были для семьи, и он брался за все, что дают. В итоге, проект он сдал вовремя, но нервы сдали, почти дошло до развода, и он решил уйти из кино. А специалист он был очень хороший.


«Профсоюз» я выбрал все лишь как термин, обозначение чего-то, что на мой взгляд может защитить нашу сферу от того, что сейчас происходит в Голливуде. Похожее случилось, когда начали бастовать сценаристы Голливуда. Но я не помню точно сути их протестов и чем все закончилось. Но помню одно, что у них есть гильдия сценаристов. У VFX такой нет. Есть VES, но это лишь престиж, награды и встречи в узкум кругу.

ArmanYahin

Послушайте, те проблемы, которые описаны, по своей сути проблемы неправильного ведения бизнеса. Профсоюз не причем здесь, он не защищает компании. Если ваш знакомый пошел на условия этого директора, он не только сделал глупость, но он вообще занизил ценность нашей работы. В этой статье идет речь и о том, что надо иметь силы отстаивать свои интересы, даже если тебе кажется, что это в ущерб в данный момент. 


Менять в первую очередь надо то, как мы ведем этот бизнес. До тех пор, пока будут те, кто будет соглашаться на условия того директора, неправильно выстраивать отношения — всегда будет сложно. Всегда будет сложно, всегда продюсер картины будет вас прогибать, но в ваших интересах убедить его, что он не прав. 

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.