Перевод статьи Скотта Сквайерса "Значимость визуальных эффектов"

Postproduction изнутри /

Scott Squires — Value of Visual Effects


Значимость визуальных эффектов 

(в оригинале «Value» переводится как «Значение», «Ценность». Но слово «Значимость» показалось самым правильным в данном контексте.
На эту статью ссылается статья того же Скотта Сквайерса — Почему визуальные эффекты так много стоят?
)
Дискуссии о затратности визуальных эффектов ведутся довольно часто, тогда как их важность обсуждается куда реже. Давайте поговорим об этом сегодня…


Итак, каковы же преимущества использования визуальных эффектов?


Свобода повествования

Свобода для режиссеров, сценаристов, продюсеров. Свобода рассказать зрителю о чем угодно.


С незапамятных времен люди рассказывают друг другу истории: все, что только можно себе представить, излагается ими в устной и письменной форме. Писатель, например, может превратить своего персонажа даже в гигантского таракана. Мифы народов мира описывают созданий, никогда не существовавших в реальности, и события, которые никогда не могли бы произойти. Даже Библия, и та содержит несколько историй, которые можно было бы воплотить разве что на холсте или бумаге.


Все способы повествования занимают свое место, а хорошие истории как будто специально созданы для того, чтобы быть рассказанными с помощью того или иного средства. И превращение романа в фильм требует особых писательских навыков — ужать основное содержание текста и уложить его в два часа. Кроме того, нужно сделать так, чтобы картинки, возникающие при чтении книги в голове читателя, появились и на большом экране.


Визуальные эффекты

Визуальные эффекты используются в кино с самого его зарождения. Жорж Мельес использовал их еще в 1900-х годах. С тех времен визуальные эффекты применялись достаточно часто и не всегда для каких-то особенных целей. В некоторых фильмах использовался “мэт-пейнтинг” (Matte Painting) — крупные изображения имитировали детали окружающей среды, которые невозможно было отснять на площадке. Визуальные эффекты развивались и соответствовали стилистике кинофильмов своего времени (студийная съемка даже “уличных” сцен, оптическая рирпроекция), однако все же возможности спецэффектов были не безграничны: движения камеры и иные помехи возникали как раз по причине несовершенства используемых технологий.


Сейчас же, благодаря доступности компьютерной графики, визуальные эффекты позволяют художникам получить тот контроль над изображением, который ранее был просто невозможен. В то же время компьютерная графика может использоваться в дополнении ко всему тому, что применялось ранее (например, модели и миниатюры).


Все голливудские фильмы в той или иной мере используют спецэффекты. Это же касается и многих представителей так называемого независимого кино.


Стоит иметь в виду, что визуальные эффекты нужны не только для съемки научно-фантастических или “фэнтезийных” фильмов, но и для комедий, исторических драм. В комедии “Немножко женаты” визуальные эффекты присутствовали. В фильме “Боевой конь” их также было достаточно: батальные сцены, скачущие лошади, например. Да и отсутствующая нога персонажа из “Форреста Гампа” — это тоже визуальный эффект.


 К визуальным эффектам можно отнести:


  • Создание полностью “нарисованных” сцен,
  • Замену фона,
  • Создание заднего плана,
  • Добавление в кадр актеров, персонажей или существ,
  • Замену актеров,
  • Добавление в кадр предмета,
  • Удаление предмета из кадра,
  • Затемнение предметов,
  • Изменения скорости,
  • Исправление проблем, возникших при съемке, и недочетов (например, устранение сетки от париков или изменение формы или цвета глаз).

Команда по визуальным эффектам тесно работает не только с режиссером, но и с кинооператором. Кроме того, работая с художником-постановщиком, мы можем как добавить недостающие детали к уже готовым на съемочной площадке, так и нарисовать оформление сцены с нуля. Работая с каскадерами, мы можем убрать из кадра их оснащение, а также помочь обеспечить безопасность каскадера, дорисовав часть трюка (или даже самого каскадера, если выполнение трюка человеком невозможно). Работая с командой по специальным эффектам, мы можем убрать из кадра их оснащение, а также улучшить то, что не получилось сделать на съемочной площадке. Работая с командой костюмеров, мы можем изменить характеристики костюмов (как это было сделано в фильмах “Железный Человек” и “Черный Лебедь”, например). Каждая из вышеперечисленных команд очень помогает нам создать качественные визуальные эффекты.


Визуальные эффекты обычно дополняют или изменяют сцены в игровых фильмах, однако они могут быть использованы и для:


  • Создания мультипликационных фильмов на основе компьютерной графики (их производством занимаются компании Pixar, DreamWorks, Sony Animations и другие),
  • Компьютерных игр,
  • Превизуализации,
  • Конвертации 2D-фильмов в 3D-формат,
  • Создания титров,
  • Создания логотипов,
  • Создания мультимедийного контента (в дополнение к фильмам, телевизионным программам и рекламным роликам).

Тем из вас, кто недолюбливает компьютерную графику, следует иметь в виду, что вы уже видели несчетное число визуальных эффектов, которые попросту не заметили. Ведь большинство из них вовсе не так сногсшибательны. Иногда эффекты лишь позволяют съемочной группе снять что-то в другом месте или исправить проблемы, возникшие при съемке (например, микрофоны на штативе или грим). Даже телесериалы вроде “Дурнушки Бетти” использовали “грин-скрины”, чтобы поместить персонажей в Нью-Йорк. Сомнительно, что многие обратили на это внимание.


При следующем просмотре сериала, задумайтесь, что многие из зданий, которые вы видите, не существуют или покрыты спутниковыми тарелками. Да и бухта с кораблями, вероятно, была добавлена уже после съемки...


Художники по визуальным эффектам и разработчики десятилетиями работали над улучшением своих инструментов. Цифровые негативы (Digital Intermediate) сейчас повсеместно используется для цветокоррекции видео… Однако они, как и многие другие инструменты, из тех что каждый день применяются при производстве фильмов, впервые были использованы именно художниками по визуальным эффектам.


Сейчас наступило время, когда все, что только можно представить, может быть воссоздано на экране и при этом отлично выглядеть: реалистично или, наоборот, фантастически (в зависимости от предъявляемых требований)..


Когда же визуальные эффекты не выглядят хорошо, виной тому может быть...


Недостаток времени (изменения или дополнения к визуальным эффектам могут поступить от режиссера или студии во время последней рабочей недели). Это значит, что времени может не хватить не только на конечную “полировку”, но даже на создание хорошего кадра. Ну а сейчас срок производства многих фильмов может быть очень небольшим.


Неправильный подбор команды. То есть выбор компании или группы людей, занимающихся созданием визуальных эффектов, но не способных справиться с поставленной задачей или имеющих недостаточный для этого опыт.


  • Плохая компоновка кадра.
  • Неудачный дизайн существ.
  • Невозможность отснять все запланированное на площадке.
  • Недостаток времени на сбор необходимых изображений и данных.
Свобода

В конце концов, студиям больше не нужно хранить сценарии на полках, потому что то, что нужно показать зрителю, невозможно отснять (“Сердце дракона”, “Хранители”, “Загадочная история Бенджамина Баттона”, “Властелин колец”). Режиссеры и сценаристы полностью свободны и могут показать нам с экрана все то, на что способно их воображение, и рассказать нам историю, в той манере, в которой они желают. Во всяком случае тогда, когда дело только за визуальными эффектами.


Теперь режиссер имеет безграничную свободу и полный контроль над тем, что он хочет снять. Это, а также то, что многие фильмы расширяют наше представление о возможном, и дает результат, при котором достоверность эффектов заходит слишком далеко — когда число эффектов становится настолько избыточным, что “перегружает” зрителя. Это касается трюков и спецэффектов, иногда их настолько много, что зрители говорят: “Ой, да ладно вам!”.


Кассовые сборы

Помимо свободы при производстве фильма, визуальные эффекты способствуют и финансовому благосостоянию киностудий. Кино — это средство визуального повествования, которое может быть понято и оценено в любой точке мира. Визуальные эффекты могут создать уникальные миры, пейзажи и персонажей, которые подстегнут воображение тех, кто их увидит; визуальные эффекты могут создавать действа, которые согласуются с обособленным типом историй.


Если вы посмотрите на список 25 или 50 самых кассовых фильмов, то заметите, что практически каждый из них потребовал тех или иных визуальных эффектов, а многие просто переполнены ими. Что неудивительно, ведь студии делают ставку как раз на фильмы со спецэффектами (по причине их прибыльности). Среди всех фильмов, заработавших в прокате более миллиарда долларов, процент фильмов, в которых эффекты играли значительную роль, просто ошеломляющ.


[Заметьте, я не говорю, что всем фильмам нужны визуальные эффекты, или о том, что все в кино вращается вокруг оных. Я любитель хорошо рассказанных историй, и я просто фиксирую текущее положение дел в мире визуальных эффектов и рассказываю, каков их потенциал. Сами по себе эффекты не делают историю хуже или лучше, они просто позволяют перенести некоторые истории на большие экраны. ]


Мир без визуальных эффектов

Попробуйте представить некоторые фильмы без визуальных эффектов… “Звездные войны” без космоса, космических кораблей, лазеров. “Трансформеры” без трансформеров. “Матрицу” без полетов пули или невероятной “физики”. “Аватар” без его мира, без растений, зверей и На’ви. “Титаник” без воды и без корабля. “Алису в стране чудес” без ее персонажей. “Гарри Поттера” без его магии. “Парк Юрского периода” без динозавров.


Взять хотя бы фильмы этого года: “Мстители”,”Новый человек-паук”, “Люди в черном 3”, “Белоснежка и охотник”, “Храбрая сердцем”, “Прометей” и большое число других фильмов, которые только готовятся выйти в прокат.


Трудно представить эти фильмы без визуальных эффектов. Не нужно даже говорить, что картины не заработали бы столько, не будь в них так много эффектов. Вероятно, их даже не стали бы пытаться отснять без использования эффектов: актер, говорящий “Вы только посмотрите, что я вижу! Это же невероятно!”, или актер, прыгающий перед большим зеленым экраном или нарисованным фоном, явно не поспособствуют тому, чтобы люди ходили в кино с удовольствием. Пьесы, мюзиклы или оперы идут в театрах, и их зрители принимают некоторые ограничения и условности, кинозрители же ищут максимально-реалистичные фильмы (даже среди фантастических).


Как мы видим, визуальные эффекты дают и художественные, и финансовые преимущества. Они играют очень большую роль, причем не только в большом кино, но и на телевидении или при производстве рекламы.


Визуальные эффекты и съемочный процесс

Многие голливудские режиссеры не только принимают визуальные эффекты, но и всячески их приветствуют, так как они способны обеспечить нужную визуальную составляющую. Они не скупятся на эффекты. Однако так поступают не все. Некоторые “кинотворцы” предпочли бы относиться к спецэффектам как к неизбежному злу и не ставить их в число своих приоритетов, даже когда снимают супергероя или говорящую козу. В этом случае сверхспособности супергероя и разговоры козы становятся ключевыми моментами трейлера и одной из основных причин зрительского интереса к картине. Однако те режиссеры так и не признают важности спецэффектов.


Иногда режиссеры не беседуют с супервайзерами по спецэффектам при найме на работу, а позволяют студии или кому-то еще самостоятельно отобрать нужных людей. Сохраняют ли они такой же подход при поиске других специалистов для съемок? Маловероятно.


Отношение режиссера, помощника режиссера и продюсера имеет большое значение для работы команды по визуальным эффектам. Для начала очень важно, чтобы съемочный процесс соответствовал запланированным визуальным эффектам. Обычно это означает назначение супервайзера по эффектам и приглашение группы лиц для поиска референсов. Поскольку приходится создавать и совмещать несколько изображений, нужно удостовериться, что все в курсе, как расположить предметы и как их грамотно осветить. Референсы обычно снимаются с использованием серой и серебристой сферы напротив камеры или с заранее заданными системными настройками камеры.


При съемке значительное количество времени уделяется подготовке. Съемочный период для двухчасового фильма может занимать от 40 до 100 дней. Каждый съемочный день обходится студии в 100 000-300 000 долларов или даже больше (зависит от масштаба проекта). Подготовка к съемке каждой сцены занимает время. Рабочие-постановщики могут построить узкоколейку или танцплощадку, чтобы потом ее можно было заснять. Оператору требуется время, чтобы осветить сцену и сделать необходимую подготовку для съемки. Звукозаписывающая команда записывает 30 секунд тишины на каждой из съемочных локаций, чтобы убедиться, что у них будет сырой материал для последующей работы со звуком. Вся съемочная группа молчит, когда идет такая “тестовая” запись. Если над местом съемки пролетает самолет, то запись начинается тогда, когда он скроется из виду и перестанет шуметь. В то же время, когда специалистам по визуальным эффектам требуется отснять референс, нередки удивленные взгляды и возгласы: “Вы нас замедляете! Мы тут кино делаем!”. Все с легкостью забывают, что фильм будет закончен позже, на стадии работы с визуальными эффектами, и качество визуальных эффектов имеет критическое значение. Как было отмечено, хоть визуальные эффекты и играют такую важную роль, многие участники съемочной группы относятся к ним свысока. Разумеется, при съемке больших и важных проектов это проблемой уже не является, и все участники процесса работают слаженно и на равных.


Иногда во время съемочного процесса команда по визуальным эффектам не присутствует, что не всегда останавливает съемочную группу от съемки визуальных эффектов самостоятельно. Они не пытаются снимать, если нет команды операторов. Они не пытаются делать трюки или зажигать огонь, если рядом нет нужных специалистов.


Существует точка зрения, что с помощью визуальных эффектов можно сделать все, лишь был соответствующий бюджет. Зачем убирать со съемочной площадки предмет (компрессор, грузовик, затенитель 8 на 8 футов), если специалист по визуальным эффектам сможет с легкостью сделать это сам? Все полагают, что можно просто покрыть это зеленым, как будто это какой-то магический трюк. В случае если съемки не укладываются в график, что-то сломалось или кто-то не приехал, список визуальных эффектов увеличивается.  Нам не всегда хватает времени даже на то, чтобы сделать плановую работу, не говоря уж о дополнительной, но поскольку студии обычно разделяют бюджет на съемки и пост-продакшн, никого это не беспокоит, кроме тех, что будет смотреть фильм.


И, конечно, стоимость визуальных эффектов часто возрастает.


Итак, зачем используются визуальные эффекты

( в дополнение к пунктам, изложенным выше):


 Это дешевле всего. Представьте, сколько будет стоить разрушение города или целой планеты. По сравнению с этим визуальные эффекты совсем недороги.


  1. Это предоставляет достаточный контроль. Поскольку время — деньги, а режиссер хочет контролировать процесс и иметь возможность изменить его в дальнейшем, визуальные эффекты — оптимальное решение.
  2. Недостаток времени. Возможно, что у вас достаточно денег, чтобы построить замок, но хватит ли у вас времени закончить строительство до начала съемок?
  3. Невозможность использовать другие средства. Космолеты, говорящих драконов, людей, умеющих летать не так-то просто достать.  Сколько времени и денег уйдет на строительство трансформера? А  на генетическое воспроизводство дракона?

Стоить помнить, что все визуальные эффекты требуют полного контроля и всесторонней проработки. Мы не можем арендовать дом, снимать там и заполнить его реквизитом. Мы не можем взять в аренду целое поле. Нам приходится рисовать все с нуля. А когда мы двигаем персонажа, мы должны быть уверены, что его ноги касаются земли, а не проваливаются под нее или не нависают над ней. Многие вещи, являющиеся само собой разумеющимися при съемке, требуют пристального внимания при создании визуальных эффектов.


Заключение

Визуальные эффекты дают огромную свободу создателям фильмов, позволяют привнести на большой экран все, что только можно себе представить.


Визуальные эффекты используются практически во всех фильмах, а не только в научной фантастике или фэнтези.


Фильмы с визуальными эффектами очень популярны во всем мире. Бестселлеры последних лет очень активно используют визуальные эффекты.


Художники по визуальным эффектам — единственная группа лиц, не имеющая в Голливуде своего профсоюза (про Россию вообще молчим). Большинство из “аниматоров” являются фрилансерами и работают “от фильма к фильму”. Все они работают очень много, иногда по 80-90 часов в неделю на протяжении нескольких месяцев из-за очень сжатых сроков и изменений, которые могу поступить в последние минуты. Большинство визуальных эффектов создаются на удаленной основе в разных частях света из-за налоговых скидок, как и некоторые другие виды работ. Многим художникам приходится отрываться от своих семей и переезжать работать в другие страны, чтобы сохранить работу. Я верю в то, что чтобы эти люди работали лучше, вы должны уважать их… Помня о том, как много визуальные эффекты привносят в фильмы и дают людям, которые эти фильмы смотрят и делают, мне кажется, что художники по эффектам заслуживают такого же уважения, как и другие деятели киноиндустрии...

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.