CG VFX Курс молодого бойца. Часть 3

Путеводитель по миру VFX /

Мы продолжаем публиковать серию статей CG VFX Курс молодого бойца написанную Русланом Огородником. Предудущие часть можно найти тут: Часть 1, Часть 2 (а также там) Весь нижеприведенный текст принадлежит Руслану Огороднику и публикуется с его согласия.


undefined


 VFX Супервайзер и все, все, все…


Итак, мы уже поднаторели в некоторых подготовительных работах в душном офисе. Пора сменить обстановку и выехать на место съемки.


В современном продакшн и постпродакшн мире не говорят “поехать на место съемки”. Говорят “выезд на локацию”. Location – местоположение. Так повелось, что на территории СНГ не модно использовать нормальный русский язык в нашем деле. Считается гораздо солидней использовать исковерканные английские термины, заменяя “производство” на “продакшн”, “местоположение” на “локейшн”, “буфет” на “кеттеринг” и так далее. Отчасти это связано с тем, что многие зарубежные профессиональные термины изначально не имели известного перевода на русский язык и их заменяли англоязычными, со временем наделяя их своей интерпретацией. А отчасти это козыряние знанием “инглиша”. “Забукал чиповые тикеты на айланд! Кул!”.


Так как я пишу для русскоязычной аудитории, то будем принимать во внимание эти реалии и говорить на понятном “международном” языке, с использованием этих устоявшихся неологизмов.


undefined


Выезд на место съемки производится не один раз. Как правило. Обычно это первый ознакомительный выезд, за какое-то время до съемок, во время препродакшн периода. Это типичная разведка. Со сбором данных, рекогносцировкой. Только без захвата языка.


Такой ознакомительный выезд обычно осуществляется в компании режиссера, оператора, локейшн менеджера, и кучи другого причастного народа. Обсуждаются точки съемки, происходящее в кадре, расположение элементов бутафории, декораций, необходимое оборудование и т.п.


Задача супервайзера в этом случае – мотать все на ус, спрашивать, уточнять, делать заметки, принимать предварительные решения и обсуждать их с режиссером, продюсером, оператором, и другими участниками процесса, помощь которых может понадобится. А понадобиться может что угодно, исходя из актуальных задач. От обсуждения подготовки специального места для подсъемки, к примеру, взрыва макета на рапидную камеру, на хромакее, до обсуждения организации времени для этого. В какой промежуток времени можно будет устроить эту съемку. Скажем, у “светиков” с 12.00 до 15.00 будет глобальная перестановка всех приборов, которая обычно занимает прилично времени на перенос и перенастройку. К этому времени арт департамент может подготовить макет на специальной площадке, а пиротехники нашпиговать макет своей радостью и потирать руки в предвкушении “биг бадабум!”.


Большинство из таких вещей можно, а вернее, нужно уже заранее обсудить и запланировать на ознакомительном выезде. Это и есть прямые обязанности супервайзера визуальных эффектов. Заниматься непосредственной подготовкой и контролем по работе над спецэффектами. Нести ответственность за весь процесс работы по своей части. Предвидеть возможные проблемы и находить пути их решения. Оптимально и эффективно, экономя расходы как клиентов, так и ресурса своей студии, без ущерба для финального результата работы.


undefined


Что должен иметь с собой супервизор на таком выезде?
Блокнот, рулетка, фотоаппарат – лучшие друзья супервайзера. Все остальные “игрушки” вторичны. Эти три предмета – основное рабочее орудие любого супервайзера. Фиксация, измерения, запись.


Фотоаппарат не обязательно должен быть навороченной зеркалкой. Для предварительных фотографий чаще всего достаточно хорошей камеры в телефоне. Тут не так важно качество фото, сколько обилие нужных фото самой площадки, ориентира по расположению объектов, достаточное кол-во ракурсов. Еще одно преимущество камеры в телефоне, вы сразу же можете отправить фото в студию и уточнить какие-то моменты со своими коллегами.
Но если у вас с собой хорошая камера, это только плюс. Особенно, если вам нужно будет подготовить какие-то предварительные материалы для работы. Например, воссоздать часть съемочной площадки и объектов в 3Д, с текстурами. Или сделать предварительные наброски для чернового композитинга, мейт пейнтинга и т.п. Снятые хорошей камерой референсные фото дадут более качественные исходники для работы.


В блокнот вы вносите пометки в процессе обсуждения. Это мощный и действенный инструмент продуктивного диалога. Гораздо эффективней, обсуждая что-то, сразу делать зарисовки и наброски, для иллюстрации тех вопросов, которые вы обсуждаете с режиссером или оператором. Наглядный материал всегда лучше словесного. Все эти наброски с пометками и правками остаются при вас и гораздо проще потом, вернувшись в офис, восстановить в памяти предмет обсуждения и какие-то специфические моменты, имея перед глазами такие вот “напоминалки”.
Так же, в блокнот вы вносите необходимые данные и замеры. Планируемые точки камеры, углы съемки, планируемую оптику и кучу другой полезной информации.


Сейчас, с развитием планшетных компьютеров, вроде Айпада и т.п., многие использует их, как замену блокноту и фотоаппарату. Ничего не имею против. У нас эпоха электронных гаджетов и это удобно. Но обычный блокнот с собой тоже имеет смысл иметь. С парой запасных ручек. Планшетный ПК может вдруг неожиданно “сесть” или вы его случайно уроните, карабкаясь на строительные леса, чтоб сделать замеры. Штука современная и технологичная, но хрупкая. Поэтому просто имейте в кармане блокнот и ручки, на всякий случай.


Для замеров вам необходима рулетка. Желательно метров на 10. Если позволяет личный бюджет или доброта и щедрость вашего босса, хорошим подспорьем является наличие дополнительно лазерного дальномера. Не стоит заменять рулетку им полностью. Иногда он может не справиться с задачей, например, при слишком ярком солнечном свете и большом расстоянии. Тут вас выручит старая добрая аналоговая рулетка. А вот в закрытых съемочных павильонах или без яркого солнца, лазерная рулетка позволяет очень экономить время на замерах.
Лично я использую линейку лазерных дальномеров Leica Disto. Некоторое время использовал D3. Сейчас модель D5. Но на рынке много более бюджетных моделей.


undefined


Что еще вам может понадобиться?


Теплые вещи, термос, бутерброды. Если у вас выезд на натуру (природу), берите с собой дополнительную одежду, рассчитанную на более низкую температуру, дождь и ветер, даже если прогноз погоды обещает вам полный штиль и яркое теплое солнце. Одежда, которую не жалко испачкать в грязи, пыли, краске, масле. Рабочие перчатки. Бутерброды и термос так же сделает ваш выезд более комфортным. На Западе еще частая практика – светоотражающие жилеты. Часто приходится топтаться на дорогах, улицах и других объектах с оживленным движением. Типичный светоотражающий жилет кислотного цвета сразу снимает множество вопросов. Все видят – вы не заблудившийся турист с фотоаппаратом или просто идиот посреди дороги. Вы тут по делу.


Правило – все свое ношу с собой. Самое практичное – рюкзак, в котором помещается все перечисленное. Какой-нибудь модный чемодан “Пеликан” смотрится внушительно и очень профессионально, бесспорно. Но таскаться с ним везде и лазать по стропилам очень неудобно. Вам нужны свободные руки все время. В них поочередно сменяются блокнот, рулетка и фотоаппарат. Все остальное тихо телепается за спиной. Производить впечатление обилием “игрушек” особо не на кого. О вашем профессионализме лучше всего скажет не обилие гаджетов, а общение с командой. Грамотные вопросы и ответы, быстрое и профессиональное принятие решений. Это то, что реально имеет значение и “делает вам лицо”.


undefined


Что вообще делать-то? – спросят некоторые. Ну стою я на локейшен. В теплых штанах, с блокнотом, фотоаппаратом и рулеткой. Дальше-то что?
Ну вы же тут супервайзер. Вам и карты в руки. Невозможно подготовить ответы на такие вопросы. Практически каждая задача уникальна и каждая требует своего специфического подхода. Вам могут понадобиться предварительные данные по оптике, а могут и не понадобиться. Вам может быть необходимы данные высоты деревьев вокруг площадки или знание времени захода солнца. Или еще что-то. Всего предусмотреть невозможно. Все это каждый раз сугубо индивидуально и зависит только от конкретной задачи. Поэтому нет рецепта, как подготовиться к съемке. Это вопрос сугубо опыта и знаний, которые вы получили до этого.


Если вы в чем-то не уверены, не бойтесь озвучивать свои сомнения. Не бойтесь советоваться. Позвоните в студию, посоветуйтесь с коллегами, в конце концов.
Главный враг новичка – мандраж. Неуверенность в своих действиях, опасение сделать что-то не так. Не предусмотреть чего-то. Из-за этого начинающие часто “дуют на холодное”. Стараются перестраховаться и сделать как можно больше. В этой суете есть риск потеряться и действительно забыть что-то важное. Это все нормально и естественно. Я сам все это прекрасно помню.


Более того. Даже люди с опытом, имея за плечами по десятку-двум успешных крупных проектов, все равно не могут быть уверены на сто процентов в том, что они принимают абсолютно правильные решения.


Главная задача не паниковать. Постараться успокоиться и сконцентрироваться на обсуждении и планировании работы. Нужно понимать, что все вокруг заинтересованы в одном и том же. Максимально хорошо выполнить свою работу. Вы все в одной лодке и вам нужно сообща решить все актуальные вопросы.
Не стесняйтесь сказать что-то вроде “Вы знаете, я еще не сталкивался с именно такой задачей. Дайте мне время подумать, подготовиться, посоветоваться и т.д., чтоб я не сделал ошибку”. Ничего негативного в этом нет. Наоборот, искреннее признание располагает людей к вам и повышает к вам кредит доверия. Но и не стоит злоупотреблять этим. Вы можете быть не уверены в каких-то моментах. Но если вы по каждому вопросу будете просить “звонок другу”, это заставит всех участников процесса нервничать и сомневаться в ваших возможностях. Поэтому, если вы чувствуете, что такого рода ответственность слишком высока для вас, лучше откажитесь. Пословица “Кто не рискует, тот не пьет шампанское” – не про это. Тут некомпетентность может подорвать не только ваш имидж, но и имидж всей студии. Поставить под угрозу весь проект. Поэтому нужно четко отдавать себе отчет в ответственности перед другими, которые вы возлагаете на себя.


“Но если я хочу этим заниматься, не смотря на то, что у меня совсем нет опыта. Что мне тогда делать?”.


Выход простой и эффективный. Проверенный тысячелетиями.


Подмастерье. То есть ассистент супервайзера.


Выезжая на площадку с более опытным товарищем, у вас есть шанс получить необходимые знания, а заодно оказать ему помощь, которая часто необходима. Даже банально подержать рулетку, помочь с замерами. Так вы спокойно сможете наблюдать за работой, ознакомиться с общим принципом работы и процессом. Потихоньку и без нервов войти в эту кухню.


Понимать, как организован процесс, очень важно. Вы должны знать кому какие вопросы задавать. Кто за что отвечает. Давайте пройдемся по ключевым позициям.


undefined


Главный на площадке, естественно, режиссер. Он отвечает за все, что происходит в кадре, кадрах и во всем фильме. Занимается всеми творческими вопросами, работой с актерами. Плотно общается с оператором и продюсером, костюмерами, декораторами, художниками по костюмам и вами.


Организацией работы на площадке заведует второй режиссер – правая рука режиссера. Он планирует съемку, занимается организацией актеров и кучей других ответственных вещей. Это он составляет “вызывной лист” – списки людей, которые должны быть в определенное время в определенном месте. Транспортные вопросы доставки тел на площадку. И что самое главное – время обеда :)
Режиссер – творчество, драматургия. Второй режиссер – организация. У него в руках мегафон или громкая связь. И это именно его голос разносится над съемочной площадкой, вопреки привычному стереотипу, что в рупор кричит режиссер фильма.


Проще говоря, для примера, раз мы уж упомянули выше взрыв. Как сильно и в каком направлении взорвать – к режиссеру. Где, когда и с кем – второй режиссер. С какого ракурса взорвать – к оператору. На каком фреймрейте, с какой оптикой это снимается – к технику камеры. Сколько надо света под взрыв на 2000 фпс – к светикам. Но это они и сами решат с оператором, без вас. Обустроить площадку для взрыва, натянуть хромакей – постановщики. Непосредственно зарядить и взорвать – пиротехники.


Оператор – работа с кадром. Все что связано с картинкой – к нему и к режиссеру.
Параметры оптики, камеры, любые технические вопросы по камере – техник камеры. Это человек, который несет ответственность за техническую сторону съемки. Оператор не меняет фильтры, оптику, пленку. Это делает техник камеры с командой по команде оператора.


“Хлопушка” – соответственно, человек с хлопушкой. Чаще всего это девушка :) “Хлопушка” ведет учет съемочных дублей и сцен, внося информацию на саму хлопушку и шлепает этим чудным девайсом в начале каждого дубля. Хлопушки бывают обычные, на которые записывают всю информацию по дублям. И бывают электронные. С таймкодом, синхронизированным с таймкодом камеры.
Зачем хлопать-то? Если кто не знает. Раньше по звуку удара хлопушки синхронизировали видео на пленке со звуком, который пишется отдельно. Так режиссер звука синхронизировал последнюю фазу “хлопка” на изображении с звуковым моментом хлопка на звуковой линейке. Звук и сейчас, как правило, пишется на площадке отдельно звукорежиссером. А человек с длинной палкой, с микрофоном, который мы часто замечаем торчащим из-за верхнего кадра в кино и который часто нам приходится затирать на посте – это “бум оператор”. Палка с микрофоном это и есть “бум”. Но так как мы занимаемся картинками, а не звуком, то общение со звуковиками у нас обычно сведено к минимуму.


Но это я отвлекся. Так вот, с “хлопушкой” лучше всего дружить. Она (хлопушка), ведет журнал дублей. Человек, не самый занятый на площадке. И по вежливой просьбе, она (или он), может так же записывать необходимые параметры оптики в соответствующих дублях. Это не ее (его) прямая обязанность. Но чаще всего этот человек не откажет в помощи и сильно облегчит вам жизнь.


Осветители – команда по освещению. Во главе у них свой бог – гафер. Это главный человек по всему свету на съемочной площадке. Он общается с оператором и режиссером, утрясает куда какой прибор надо установить, какие рассеиватели где использовать и потом командует своей командой. Соответственно, как высветить хромакей или заказать спейслайты перед съемкой – это к нему.
Постановщики – отвечают за “внешний вид кадра”. Привести в порядок декорацию после неудачного дубля, протереть, принести, поставить, убрать, подклеить, подвесить и т.д. – это к ним. С ними так же важно дружить. Их услугами вам придется часто пользоваться во время работы. Они вам помогут установить хромаей, повесить маркеры, притащить пару “систендов” (специальный штатив-саппорт, для закрепления на нем кучи всяческих вещей). У них же вы можете “стрельнуть” цветной “тейп” (рулон клейкой бумаги) или еще какую-нибудь полезную вещицу. Но лучше, конечно же, иметь с собой свой собственный “тейп” и свои “полезные вещицы”. Ибо доброта постановщиков тоже может иметь определенные границы.


Пиротехники – самые веселые ребята. Хлебом не корми, дай что-то разнести в щепки. Профессиональная болезнь – переизбыток энтузиазма. Взорвут стакан так, что пол площадки разнесет взрывной волной.


Дружить с ними нужно хотя бы из соображений личной безопасности. Чтоб вовремя оказаться как можно дальше от их продукта деятельности. Желательно в бункере от ведущих инженеров третьего рейха.


Кстати, пиротехники относятся к классу под аббревиатурой “SFX” – Special Effects. SFX – это все, что относится к “физическим” спецэффектам. Как и аниматроника (создание управляемых кукол), грим и т.п. То есть все то, что делается непосредственно руками, не на компьютере. Visual Effects относится ко всему что связано с манипуляцией изображением.


Художник картины – отвечает за эстетику в кадре. В этом кадре таз должен быть исключительно времен Людовика четырнадцатого и обязательно обшарпанный “винтаж” – это его вклад в общий вид картины.


Часто он же отвечает и за стилистику в планах с спец эффектами, компьютерной графикой. Под его руководством осуществляется разработка концептов по стилистике для будущих элементов визуальных эффектов. Как должен выглядеть город будущего, космический корабль или паровоз в стиле стим-панк – это к художнику картины.


Костюмеры – одежда, стиль, аксессуары. Они не только шьют, одевают и следят за одеждой во время съемки. Они еще и контролируют, чтоб от кадра к кадру одежда не менялась в разных дублях, если это не предусмотрено сценарием. Бывает так, что одна и та же сцена снимается в разные дни. Обычно, есть на площадке еще специальный человек, который отвечает за “однородность” снимаемого в разное время материала. Но я такое видел только на некоторых чужих проектах. На тех проектах, где довелось поработать мне, за это отвечал человек из соответствующего департмента. Костюмеры следили за одеждой, арт департмент за бутафорией, декорациями и т.п.


Для контроля используется обычный фотоаппарат. Перед каждым дублем фиксируется положение вещей и состояние одежды и затем просто проверяется перед каждым новым дублем, все ли на своих местах и в исходном виде.


И наконец, одна из ключевых фигур всей этой банды. Крестный отец проекта – Исполнительный продюсер.
Это человек с серьезным лицом, большим кошельком и слезами на глазах. Потому что все очень дорого, смена опять ушла в овертайм, пиротехники опять взорвали не то и не так, и нужно покупать новую взрывчатку, восстанавливать макет, оператору нужен кран на шестандцать метров, а не на три, у светиков перегорели дорогущие кинофло, а костюмерам нужен твид вместо ситца. И еще вы тут со своими спецэффектами, потому что режиссер решил пригласить в кадр трех инопланетян в виде медуз с шарфиками и томиком Набокова в щупальцах. А еще нужно где-то достать вертолет прямо на завтра и ящик трюфелей. А завтра после обеда ему встречаться с самыми главными-преглавными продюсерами и просить еще денег, потому что, как уже сказано было выше, все очень дорого.


В общем, по всем вопросам бюджета и покупок необходимого – к нему. На то он и Исполнительный продюсер.
И всегда будьте готовы к тому, что “Денег нет”. Поэтому заранее сформулируйте в голове небольшой профессиональный доклад на тему “Если не сделать это сейчас, вы потом потратите еще больше денег”. При достаточной убедительности аргументов деньги появятся. С охами, ахами, причитаниями, но появятся. Ну или сцену просто отменят в целях экономии. Тут выбор невелик.


Но если вы видите другое решение, то не загоняйте продюсера в угол. Ему и так нелегко. Предложите альтернативное, более дешевое решение, если таковое придет на ум. Умение найти компромисс между желаемым и возможным, так же ценное качество. И за такое решение вам все будут благодарны. Продюсер за возможность обойтись меньшими тратами, режиссер за вообще возможность реализовать идею пусть не полностью, но в каком-то приемлемом виде.
И это называется дипломатия. Войдя в такую большую команду, с которой вам придется прожить некоторое время вместе, пережить вместе проблемы и радости, вы к концу проекта станете как одна большая семья. А в семье важна дипломатия. Особенно, в такой многодетной ;)
Ведь вы работаете не с маркерами, замерами, моделями и хромакеями. Вы работаете, в первую очередь, с людьми. И умение общаться и сглаживать острые углы так же очень важно.


undefined


Вот теперь вы в общих чертах знаете “Кто кому Рабинович”. Продолжим дальше.


Час Икс настал. Впереди уже непосредственная съемка. Что брать на площадку, помимо валерьянки?
Тут как раз ситуация, что лучше взять по максимуму всего, что вообще можно с собой взять. Даже если все четко спланировано и предельно ясно, нет гарантии, что вдруг, неожиданно, что-то было упущено из виду. Или в процессе съемок всплывут какие-то проблемы и нужно будет оперативно искать новое решение.


Серьезные супервайзеры собираются на съемку так же, как спецназовец на боевую операцию в тыл врага. Море кармашков, ремней, чехлов и пара-тройка чемоданов или рюкзаков, куда рассовывается все необходимое добро. А перечень добра довольно внушительный.
Для примера можно заглянуть в чемодан Эрика Альбы. Кто знает такие компании как Mill, Psyop, Digital Kitchen, Method, Zoic, могут понять, что персонаж серьезный и такому палец в рот не клади. Более 17-ти лет опыта в области супервайзинга на площадке и пачка известных проектов. К тому же, Эрик щедрая душа и открыл свой чемоданчик для всеобщего обозрения. Заглянуть можно тут  Помимо чемоданчика, на его сайте можно найти еще много полезной информации. Приведенный пример я считаю программой максимум. В данном случае человек вооружен до зубов и очень опасен :) Больше половины из всего этого вы так ни разу и не достанете из чемоданов, во время обычной съемки.


Тем не менее, пройдемся по основному инструментарию супервайзера.


undefined


Я уже упомянул блокнот, рулетку и фотоаппарат. В случае работы уже на съемках как раз неплохо иметь действительно хороший фотоаппарат с приличной оптикой.


Фотоаппарат и оптика.


В принципе, годится любая полупро или про камера, имеющая ручные настройки, достаточно чувствительное ISO. Режим бреккетинга (мультиэкспозиция). Приличное разрешение фото, свыше 10 мегапикселей. Обычно это фотоаппараты, вроде Canon 550D и выше.
Наличие такой техники предполагает наличия же минимальных знаний по работе с фото. Как минимум, это знать и понимать, что такое чувствительность (ISO), диафрагма, выдержка, баланс белого, дисторсия оптики, фокусные расстояния.
Быстро о главном:


ISO – значение чувствительности матрицы фотоаппарата. Раньше это относилось к обычной пленке. Сейчас эти значения сохранены и по такой же аналогии перенесены на цифровые камеры.


Чем выше значение ISO,  тем выше чувствительность матрицы. Но при определенных высоких значениях, в условиях низкой освещенности, на фотографии может появляться шум (зернистость и цветовые искажения). Это значит, что чувствительность матрицы ушла за пределы “рабочего ISO”. Рабочим ISOназывается диапазон значений, при которых шум на фото еще остается приемлемым для работы фотографа. Обычно, чем выше класс камеры, больше размер матрицы и новее технология производства, тем выше доступный диапазон “рабочего ISO”.


Зачем нужно повышать или понижать ISO. Для баланса чувствительности матрицы  или компенсации недостатка экспозиции при зажатой диафрагме. Простой пример – день, яркое солнце. Мы выставляем минимальное ISO. 100 или 200. Такие значения обеспечивают максимально “чистое” изображение. Без шума в темных участках кадра. Вечером, на улице, при свете фонаря, мы поднимаем ISO до значения, при которой экспозиции будет достаточно, чтоб получить приемлемое изображение. К примеру, на Canon 5D Mark2 рабочим считается ISO 3200. На самом деле, на таком значении зачастую присутствует уже довольно заметный шум. И любая попытка “вытянуть” фото после съемки на компьютере приведет только к усилению этого шума. На младших моделях диапазон еще ниже.
Избежать шума в условиях низкого освещения позволит откат на более низкие значения ISO. Но при этом придется увеличивать время экспонирования. То есть, увеличивать выдержку. Это значит, что шторка фотоаппарата будет открыта дольше, чтоб получить больше света, проецирующегося на матрицу и формирующего картинку. Но здесь есть риск смазать фотографию, если фотоаппарат не зафиксирован на штативе. Но даже если он зафиксирован, любые движущиеся объекты в кадре все равно размоются.


Сохранить приемлемое значение ISO и снизить размазывание экспонированной картинки может помочь открывние на доступный максимум диафрагмы. Диафрагма регулирует пучок света, проходящего через объектив. Но и тут своя специфика. Чем больше открыта диафрагма (тут работает обратный метод, чем ниже значение, тем больше открыта диафрагма), тем уже у нас зона фокуса. Это значит, что расстояние, в котором у нас объекты остаются в фокусе, становится меньше. остальной диапазон размывается (дефокус).


То есть, для получения определенного результата необходимо управлять всеми тремя основными параметрами, пытаясь найти компромисс.
Для нашей работы наименее ценным является как раз открытая диафрагма. Как правило нам необходимы четкие фото, максимально резкие на всех участках и диапазонах. Поэтому нам нет смысла тратиться на дорогостоящую “светосильную” оптику, которая так ценится фотографами из-за качественных параметров линз и характеристик пятна размытия (боке). Обычно это оптика со значениями диафрагмы в районе 1.2, 1.8, 2.8.


Для съемок текстур и референсов нам чаще всего нужна максимально возможная диафрагма. Чем выше, тем лучше. К примеру, от 6.5 и выше. Вплоть до 22.
Если у вас недостаток освещения, то стоит использовать штатив. Отрегулировать ISO на приемлемое значение, прикрыть диафрагму так же на максимально возможное значение, чтоб избежать дефокуса в кадре и выставить достаточно длинную выдержку. При этом лучше всего использовать пусковой тросик, вместо физического нажимания на кнопку, которое может вам все-таки смазать кадр, если фотоаппарат чуть шевельнется. А так же желательно предварительно поднять зеркало фотоаппарата, чтоб свести к минимуму возможные минимальные сотрясения корпуса фотоаппарата при отщелкивании зеркала. Таким образом вы получите четкий, резкий снимок.


Так же, выходом из ситуации может служить использование вспышки. Но тут требуется так же определенный навык работы с направлением пучка света, его отражением, рассеиванием и т.п.


Это что касается обычной вспышки. Но есть еще специализированные вспышки, кольцевые. Они позволяют добиться ровного засвета по всей площади и избежать теней. Недостаток кольцевой вспышки проявляется при съемке объектов с достаточной степенью отражения. В этом случае засвет от вспышки виден в отражении.


Тоже самое, относительно работы со штативом, диафрагмой и выдержкой касается и съемок мультиэкспозиции.  Зачем это нужно?


В большинстве случаев вам вполне хватит стандартной одной экспозиции, записанной в RAW формат. В “раве” достаточно широкий диапазон от темных до светлых участков и этот формат хорошо “тянется” в программах постобработки. Но иногда нужен диапазон пошире. Чаще всего это касается съемки HDRI (High Dynamic Range Images). В таком формате вы получаете еще большую глубину, которая позволит вам иметь доступ к регулировкам яркости и теней с минимальными потерями. Например, у вас контрастный кадр. Яркое солнце, светлое небо и глубокая тень в провале дома. Обычный RAW позволит вам получить больше информации, чем в обычном восьмибитном JPG. Вы сможете подтянуть информацию из теней и скорректировать засвет от солнца. Но в какой-то момент вы “потеряете” солнце. Вместо четкого контура, к примеру, будет расплывчатое белое пятно. Или в темных участках кадра вы столкнетесь с провалом, который уже нельзя дальше тянуть. HDRI поможет добраться до этой информации и получить корректное изображение солнца или информацию из теней.


Кроме этого, HDRI так же используется для воссоздания модели освещения в сценах с трехмерной графикой.  А так же для отображения реалистичных бликов и отражений на объектах.


Для этого используются так называемые Light Probes – шары с зеркальным или матовым покрытием. Шары с матовым покрытием используются для референса по освещению, положению теней и источников света. Зеркальный шар для воссоздания отражений и так же модели освещения.


Вместо зеркального шара так же очень эффективно использовать широкоугольную оптику. Чем шире, тем лучше. 6,8.12 мм. Что доступно.
В случае с широкоуголным объективом вам понадобится еще специальная штативная головка с градусной разметкой, для того, чтоб вы могли поворачивать фотоаппарат на необходимый угол и получить три четких ракурса.


Обычно для HDRI используется минимум 3 экспозиции. Для автоматической настройки смещения по экспозиции в хороших зеркалках есть режим бреккетинга. Вы просто выставляете диапазон шага выдержки и жмете на спуск. А фотоаппарат сам отрабатывает все три снимка с разной экспозицией.


Полученные фотографии затем сшиваются и обрабатываются в специальной программе типа HDRShop. После этого вы получаете файл с полным сферическим окружением, пригодный для использования как в качестве освещения в 3д сценах, так и для использования в отражениях, преломлениях материалов.
Ну и еще одно направление использование HDRI, это использование файлов с расширенным динамическим диапазоном для создания текстур элементов графики. Такие текстуры – радость цветокорректора. При наличии масок на нужные 3д элементы, колорист может вытворять чудеса грейдинга и ни в чем себе не отказывать.  А так же это значительно облегчает работу композерам по настройке тех же элементов во время сборки финальных сцен.


Но пока я встретил только одного фаната этого метода – режиссера Девида Финчера. Именно благодаря ему я попрактиковался в этом интересном занятии и приобрел новый опыт.


undefined


 


Что еще можно сказать по фото… Использование утилит.


Я использую DSLR Toolkit приложение под айфон. Брал я его, в принципе, для своего хобби – видеосьемки. Но в нем есть пара полезных функций для непосредственной работы. Это DOF калькулятор и видоискатель с предустановками под различные типы фотокамер. Используя установки для Марк2, который имеет полную матрицу (Full frame), я могу выбирать разную оптику и видеть через экран айфона примерный угол оптики, очень близко соответствующий реальной кинооптике на 35мм. Это полезно как при предварительной работе на локации, так и непосредственной. Независимо от оператора и положения камеры можно “проганять” для себя какие-то нужные точки и подбирать виды, делать контрольные снимки с нужными углами и затем иметь это как наглядный пример для обсуждения с режиссером и оператором. ДОФ калькулятор позволяет легко рассчитать нужные параметры оптики, чтоб избежать нежелательного размытия при съемке.


Кроме того, на ноутбуке у меня установлена утилита для авто бреккетинга DSLR Remote Pro. Утилита управляет фотоаппаратом через USB и позволяет контролировать все параметры съемки, настройки бреккетинга, расширяя его возможности до 5-8-12, сколько угодно шагов экспозиции. На экране ноутбука вы видите картинку с матрицы в реальном времени, так называемое Live View и можете прямо с ноутбука подстраивать фокус. Кроме того, фотографии сразу же сохраняются непосредственно на жесткий диск ноутбука. Таким образом у вас помимо флешки в фотоаппарате еще страховочный бекап данных на портативном компьютере. И вы тут же можете открыть фото и проверить его на нормальном большом экране.


undefined


 


Базовый состав фотокомплекта:


Камера и набор оптики – широкоугольный объектив для HDRI – “рыбий глаз”. Универсал. У меня это 24-70 2.8. Но 2.8 абсолютно не критично. Можно с диафрагмой и попроще. Брать телевики выше 70мм особого смысла тоже нет. Разве что вам придется снимать что-то, до чего можно дотянуться только телевиком. Для большинства ситуаций 24-70 на полной матрице хватит выше крыши.


Штатив. Достаточно легкий и компактный, чтоб не усложнять вам жизнь по передвижению с ним, но достаточно жесткий и устойчивый, чтоб свести к минимуму нежелательные колебания от ветра, вибрацию и прочие неприятности, которые могут “мазать кадр”.  К штативу панорамную градуированную головку с уровнем (пузырек жидкости для выравнивания линии горизонта).


Достаточный набор флеш памяти, запасных батареек. Не забыть зарядное устройство. Кардридер. Комплект для чистки матрицы и линз.


На этом оставим краткое знакомство с фото.


Рулетка.


Я уже писал выше, что это один из основных инструментов в работе. Но хотел бы немного подробней остановиться на преимуществах лазерных дальномеров.
Помимо очевидного преимущества того, что вы выглядите круто с эти прибором и можете с одного места пулять лазером в разные стороны, озвучивая это на манер Звездных Войн “пиу-пиу-пффф!!”, есть еще некоторые полезные функции.


Мед на плечи ленивых супервайзеров, это расчет дистанции по высоте между точками, исходя из расчета угла. В дальномер встроен калькулятор, который автоматически вам выдаст высоту объекта. Для этого вам не нужно даже сходить с места. Просто зафиксируйте прибор жестко на одном месте и направьте его сначала в нижний угол, снимите значение, затем в верхний угол, не меняя основной позиции дальномера и снова сохраните значение. Алгоритм выдаст вам расстояние между этими точками, учитывая угол, на который был отклонен прибор во время замера. Вуаля!


Кроме этой операции, есть еще несколько похожих функций для расчетов расстояний и углов с дистанционным замером. Перечисленное касается указанной выше линейки Leica Disto.


Прибор создавался для строителей и инженеров, но успел завоевать симпатии не только супервайзеров по эффектам, но и операторов. Если раньше они замеряли фокусное расстояние с помощью обычной рулетки, то теперь многие так же используют для этого лазерные дальномеры. Так я даже присадил на этот девайс своего друга оператора. Понаблюдав за моим шаманством на площадке, он попросил попробовать эту штуку и тут же начал трясти продюсера на покупку такого же для операторской группы.


undefined


Хромакей, маркеры, таблетка для оптических дисторсий, контрольная работа с плейбека и прочий стафф и скарб. Далее в программе.


Но через некоторое время, в следующей части. А на этом моменте я беру перерыв.
Оставайтесь с нами. Будет весело.


Продолжение следует…


© Руслан Огородник. Источник: http://ruslanogorodnik.com/archives/1618



0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.