Пост-продакшн: фильм "Личный номер"

Архив /

Пост-продакшн: фильм «Личный номер»
О производстве сцены с летящим самолетом рассказывает Никита Аргунов,
супервайзер (студия CINEMATEKA)


 Материал сайта CGTalk.ru 2004г.



Пост-продакшн: фильм «Личный номер»

О производстве сцены с летящим самолетом рассказывает Никита Аргунов, супервайзер
(студия CINEMATEKA)




Съемочная группа фильма на военно-транспортном аэродроме Мячиково в Ивановской области.Белая тряпка под турбиной - отражатель, но слишком маленький для самолета.
Съемочная группа фильма на военно-транспортном аэродроме Мячиково в Ивановской области.Съемочная группа фильма на военно-транспортном аэродроме Мячиково в Ивановской области.


Не так давно на широкие экраны нашей страны вышел фильм «Личный Номер». Фильм поставил режиссер Евгений Лаврентьев, дебютировавший в кино три года назад фильмом «Афера». «Личный Номер» был заявлен как самый дорогой отечественный блокбастер с бюджетом в $7 миллионов. Режиссёр захотел снять этакий трагический эпос про противостояние террористов всему миру. Действие картины скачет с живописных ущелий Чечни к прокуратуре на Лубянке, с полигона арабских террористов в салон роскошного самолёта и т.д. до бесконечности. На экране стремительно проносятся Москва, Рим, Брюссель, Кавказ, Саудовская Аравия, Белоруссия. В ее съемках были задействованы восемь вертолетов, шесть самолетов и другая многочисленная техника. В фильме есть много компьютерной графики: взрывы, посадка самолета, БТР, крушащий машины и др. Над VFX в этом проекте работали такие студии как CINEMATEKA, Мосфильмарт и Электрофильм, а также фрилансеры.

О проекте:
Все кадры самолета ИЛ-76 в воздухе были созданы студией CINEMATEKA. В ходе этой решающей для фильма сцены самолету простреливают двигатель, тот загорается, самолет начинает снижаться, то и дело теряя управление — заваливаясь то вперед, то назад, то вбок. Это семнадцать планов. Вся работа была сделана за 1 месяц силами 4-х человек, включая меня (Никита Аргунов) как супервайзера и по совместительству композера.

Кадр из фильмаКадр из фильма
Кадр из фильмаКадр из фильма
Кадр из фильмаКадр из фильма
Кадр из фильмаКадр из фильма

О производстве:
Проект был интересен для меня не столько компьютерной работой, сколько подготовкой к ней и самими съемками. Поскольку точно были известны параметры самолета (чертежи ИЛ-76 найти не трудно), а также длина стрелы крана, то у нас была возможность составить точный аниматик. Это позволило не только определить, какой именно план мы хотим получить, но и точно выбрать точки установки крана и самолета, равно как и оптику для съемки.

Мы знали, что на все у нас будет один съемочный день; знали примерно, сколько времени займет перестановка самолета и сколько — перестановка крана. И поняли, что точно не успеем снять задуманного. Выход был — минимализировать перемещения и скорректировать точки съемки, что и было сделано.

Прибыв на аэродром, мы с оператором Дмитрием Шлыковым окончательно скорректировали план съемки с учетом ширины взлетной полосы, положения солнца и т.д.

Здесь не могу не остановиться и не отметить, что Дмитрий, помимо своих прямых операторских обязанностей (с которыми, насколько я могу судить по картинке, справился идеально), взял на себя львиную долю организационных проблем, связанных с самолетом — перестановки, запуск двигателей и т.д. Без его участия было бы нелегко. Отдельное большое спасибо ему от компании CINEMATEKA.

Таким образом, на съемочной площадке у меня в ноутбуке был аниматик всех кадров и анимация движений стрелы и головы крана, а в руках — четкий план с точками съемки и передвижениями самолета, причем именно в той последовательности, в которой их предполагалось снимать. Помимо прочего, аниматики облегчали задачу оператору крана и команде крановщиков. Вместо того, чтобы размахивать руками и объяснять все на словах, я просто показывал на экран и говорил: «нужно проехать вот так».

В этой сцене мы использовали настоящий самолет — хотя на начальном этапе рассматривался также и вариант съемки самолета только на фото с последующим натягиванием фотографий на 3D модель. Подобный подход имел бы преимущество в свободе перемещения камеры, но мы все-таки сознательно остановились на реальной съемке. Именно такое решение было наиболее целесообразным для изготовления данной сцены. Это вообще пропагандируемый нашей студией подход: «если что-то проще снять, чем сделать на компьютере, то это нужно снять — настоящее есть настоящее». И роль дополнительных съемок под CG от проекта к проекту в нашей студии возрастает.

Благодаря аниматикам, своевременному планированию и оптимизации перестановок, нам удалось все снять за один день. В процессе же компьютерной обработки мы тратили примерно по три дня на план. Если бы это не был реальный самолет, то так быстро работать мы бы не смогли.

Облака, в которых летел отснятый самолет, делали флюидами в Maya.

Из интересных моментов собственно компьютерной работы можно отметить следующее. Для меня некоторой неожиданностью стало то, насколько самолет, стоящий на земле, отличается от самолета, летящего в воздухе. Когда ты просто смотришь на картинку — этого не ощущаешь. Кажется в целом одно и тоже. Но попробовав прикомпозить к небу самолет, стоящий на земле, мы поняли, что самолет на земле собирает на себя огромное количество бликов, отсветов и отражений окружающей среды; у него абсолютно другой контраст и другое распределение света по корпусу. Так что все корректировалось на композе и частично в 3D.

Вот где пригодились правильный скан с полным диапазоном негатива и мелкозернистая пленка. По нашей просьбе к производителям фильма, снималось все на Super35 мелкозернистый Kodak — это не только сильно облегчило трекинг, ротоскопинг и ускорило процесс производства графики — мы смогли вытянуть самые темные тени и самые яркие блики. В итоге самолет стал равномерно освещенным. Это, кстати, к вопросу о переходе на цифровой кинематограф. Все-таки пленка еще долго продержится — если бы снимали на HD или на видео, такая цветокоррекция была бы просто невозможна.

Так что подводя итог, можно сказать, что самым напряженным днем за весь проект был день съемок.

Об участниках производства:

Владимир Софронов — дым
Эльвир Шарифулин — окружение + облака
Дмитрий Столяр — трекинг, затирание шасси, бликов и пр.


Сайт студии CINEMATEKA
Офицальный сайт фильма «Личный Номер»
Материал подготовила Костина Е. ака Angel (cgtalk.ru)




 


0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.